Двойное начисление: кто отвечает за техническую ошибку?

31.1.2021

Клиентка Сбербанка Ирина Ерёмина (имя изменено) пополнила свою дебетовую карту на 500 000 руб., но из-за технического сбоя на счёт была зачислена двойная сумма. Воспользовавшись ситуацией, Ерёмина вывела с карты 928 000 руб., после чего банк обнаружил ошибку и отменил операцию, а недостающие средства оформил как овердрафт. Через год банк потребовал от клиента вернуть начисленную по ошибке сумму, а также проценты в размере 195 000 руб., так как по правилам банка ставка за неразрешенный овердрафт составляет 40% годовых.

Ерёмина согласилась вернуть ошибочно начисленную сумму, но отказалась выплатить сумму процентов и обратилась в суд. Зюзинский райсуд г. Москвы определил, что возможность возникновения овердрафта была указана в условиях выпуска и обслуживания карты, и банк в случае возникновения непредвиденных обстоятельств имел право предоставить клиенту недостающую денежную сумму в кредит под процент, размер которого назначен банком. Суд постановил взыскать с клиента всю заявленную истцом сумму, в дальнейшем ещё две инстанции оставили это решение в силе.

Ирина Ерёмина, уверенная, что банк не имел право открывать овердрафт, обратилась с жалобой в Верховный суд. Коллегия судей под председательством Сергея Асташова отменила решения нижестоящих инстанций и отправила дело на пересмотр в Московский городской суд. Сергей Асташов пояснил, что после технического сбоя на карте клиента появились средства, которые расцениваются как неосновательное обогащение. В то же время клиент не совершал операции, после которой по правилам банка открывается овердрафт и, таким образом, не вступал с банком в кредитные отношения.

error: Content is protected !!