Проблемы взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов

13.3.2021

При взаимоотношениях между налогоплательщиками и налоговыми органами нередко возникают споры, которые приводят к судебным тяжбам, чаще всего это происходит именно в связи с проведением налоговых проверок, в связи с чем попробуем выявить причины возникающих конфликтов.

С точки зрения сроков проведения налоговых проверок, закрепленных в ст. 88 НК РФ, для камеральной проверки срок ограничен тремя месяцами. Данный срок можно увеличить, но только лишь если до окончания этой проверки налогоплательщик предоставит налоговому органу уточненную налоговую декларацию, после чего срок возобновится. На практике налоговые органы затягивают сроки не только камеральных, но и выездных проверок, и, несмотря на явное нарушение, они не лишаются права требовать от налогоплательщика уплаты выявленной в ходке проверки суммы недоимки и пени. В то время как призвать к ответу инспекторов невозможно, так как в Кодексе не предусмотрено таких санкций и ответственность налоговиков за нарушения законодательства прописана недостаточно четко.

По результатам проведения налоговой проверки налоговый орган обладает правом вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершенное им налоговое правонарушение. Но по статистике у налоговиков зачастую или отсутствует доказательная база, или собрано недостаточно доказательств вины налогоплательщика, нередко негативные выводы проверяющих в отношении плательщика основываются на выборочных данных, причем объем выборки зависит от не от объективной, а от субъективной оценки налоговых органов.

Таким образом, было бы логично закрепить подробную регламентацию вопросов возникающих при взаимоотношениях налогоплательщиков и налоговых органов в процессе налогового контроля.