Все чаще предприниматели сталкиваются с блокировкой расчетных счетов со стороны банковских организаций, с последующим получением от банка письма о предоставлении пакета документов. Какие действия предпринимать и что следует знать в таком случае, мы расскажем в этой статье.
Обязанность контролировать поток финансовых средств устанавливается ст.6 ФЗ-115 (ФЗ от 07.08.2001 No115-ФЗ). Однако под контроль регулятора попадают не все операции, а только те, которые подпадают под список сомнительных операций, регулируемый Правительством или ЦБ РФ, а именно:
- поступление и перевод финансовых средств в размере свыше 600 тысяч рублей
- зачисление и снятие в наличных;
- зачисление и перевод д/с, если 3 месяца не осуществлялись операции;
- приобретение зарубежной валюты;
- открытие вклада на счет 3-х лиц и тд.
Для отслеживания таких «сомнительных» операций банками разработана программа, которая автоматически, при выявлении признаков, указанных в законе, блокирует расчетный счет клиента.
Основные блоки
- Контрагенты/документы. Если контрагенты имеют подобные проблемы, т.е. отмечены банками, как подозрительные, на этот случай есть единый сервер, где сделки организаций засвечены определенным цветом (т.е. фирмы на особом контроле).
Для разрешения спора с банком, необходимо должным образом оформлять документы с контрагентами.
- Налоговая нагрузка. Банк отслеживает налоговую нагрузку. Доля налоговых отчислений она должна быть не менее 1% от оборотов. С платежей физическим лицам необходимо платить налог, выплачивать з/п, НДФЛ, социальные взносы.
- Операции. Банк отслеживает назначение платежей и сопоставляет с реальной деятельностью. Кроме того отслеживает снятие наличных – более 30% от оборотов.
- Расчетные счета в иных КО. Банк может не увидеть расходную часть, если соответствующие операции производятся с иных счетов.
Сроки:
5 рабочих дней на предоставление документов. Срок может быть продлен при обоснованном ходатайстве предпринимателя. В случае подозрений в сомнительности операций, КО в течение 3-х дней направляет сведения в Росфинмониторинг.
Срок рассмотрения документов – 5 рабочих дней. Может быть продлен в случае предоставления доп.документов.
Срок рассмотрения жалоб Межведомственной комиссией при ЦБ – до 3-х недель, подробная процедура указана в законе.
Если у банковской организации возникают подозрения в легитимности проведения денежной операции, закон предусматривает право банка на отказ в проведении данной операции и отправку запроса документации, которая подтвердит законность перечисления финансовых средств контрагенту. Также банк может затребовать документацию, если появляется какое-либо подозрение в совершении клиентом сомнительных транзитных операций.
В Письме Банка РФ от 31.12.2014 №236-Т утверждается, что транзитные операции могут обладать следующими особенностями:
зачисление финансовых средств на клиентский счет от большого числа иных резидентов со счетов в российских банках, с их последующим списанием;
финансовые средства списываются со счета в срок не более 2 суток после их зачисления;
операции проводятся каждые сутки и в течение большого периода времени (обычно не меньше 3 месяцев);
клиентская деятельность, в условиях которой деньги зачисляются на счет и списываются с него, не требует обязательств со стороны владельца оплачивать налоги, т.к. налоговая нагрузка остается наименьшей;
с использованием счета оплата налоговых и других обязательных платежей в бюджет страны не производится (если не учитывать некоторые случаи, однако в небольших размерах, несравнимых с масштабом деятельности хозяина счета).
Банк вправе заморозить счет на срок не больше 5 рабочих суток. В случае предоставления дополнительных документов, срок продлевается еще на 5 дней. При этом в 3-х дневный срок со дня заморозки Банк обязан предоставить соответствующую информацию в Росфинмониторинг.
Договор банковского счета является договором присоединения (ст.428 ГК РФ). Клиент является экономически более слабой стороной. Отсюда он имеет право просить о расторжении договора или изменении его условий.
Положениями Банка предусмотрено изменение условий положения по соглашению сторон, однако изменения тарифов банка не предусмотрено.
В тарифах установлена заградительная комиссия за непредоставление Клиентом документов, запрошенных Банком, что расценивается как штрафная санкция.
Неправомерность банка заключается в применении неустойки к договору присоединения. Причем неустойка не согласована сторонами, не заключена в письменной форме. Нарушены нормы ст.331 ГК РФ.
Таким образом, штраф не предусмотрен ст.428 ГК РФ, соглашение о неустойке не подписывалось сторонами. Кроме того, так как тарифы банка не согласуются между сторонами, они ставят Клиента в явно обременительное положение.