Сделка слияния подразумевает сделку, в результате которой одна компания передает в другую все свои активы и обязательства в обмен на акции, дополнительно эмитированные в рамках данной процедуры. Что касается поглощения, то под ним понимается приобретение пакета акций компании, достаточного для осуществления полного контроля над ней. В российской правовой теории и практике понятия слияния и поглощения включаются в структуру термина «реорганизация».
Слияние и поглощение осуществляются добровольно, по собственному желанию учредителей и их решению или по решению уполномоченного органа юридического лица. В отдельных случаях требуется согласование сделки M&A с уполномоченными антимонопольными органами.
Крупные компании могут прибегать к практике навязывания процедуры слияния небольшим фирмами, работающими в той же отрасли. Для этого используется установление контроля над компанией за счет скупки акций и долгов компании. Также в отдельных случаях применяется административное давление или рейдерский захват, при котором используются такие незаконные методы как подделка документов, подкуп должностных лиц, захват имущества компании.
При так называемом «внутреннем рейдерстве» захват контроля над собственностью компании осуществляют собственники, заранее заполучившие пакет акций своего предприятия. Как правило, принудительное слияние практикуется в отношении проблемных компаний или компаний, имеющих развитую производственную базу.
Преимуществами сделок M&A является ослабление конкуренции, возможность формирования масштабной сбытовой модели и приобретения недооценённых активов, а также потенциал выхода на новые рынки. К недостаткам этой процедуры можно отнести риски неправильной оценки бизнеса, сложности интеграции, потенциальные проблемы с сотрудниками поглощаемой или присоединяемой компании, финансовые затраты, связанные с уплатой премии акционерам. Специалисты DEFENCE SOLUTIONS готовы осуществить юридическое сопровождение сделки слияния и поглощения, обеспечив минимизацию рисков и максимальный экономический эффект для своего клиента.